Четвертое измерение футбольной тренировки

Футбол держится на четырех столпах , это : физика, техника, тактика, психология
.( хотя некоторые утверждают что это еще  статистика и аналитика :) ). И каждый сам решает каким образом тренировать эти компоненты, совместно, отдельно или как -то иначе.

Я постараюсь изложить свое видение четвертого компонента. Такое понятие как "психология" я считаю весьма утрированным и не отражающим реальной сути происходящего на поле. Поэтому лично для себя я делю данное направление на несколько подвидов : "Восприятие" и "Работа с  поведением" и считаю работу и планирование в данном направлений такой же важной частью тренировки, как например разминка , отработка взаимодействие и.т.д.
Что значит работать с восприятием? Многие наверное часто  замечали, что юные футболисты ( и не только)  злоупотребляют индивидуальными действиями или не играют в пас. Меня посетила простая мысль, что ребята могут просто не видеть, поэтому с детских лет их надо учить видеть, ориентироваться. В футболе я считаю важным три качества внимания : это реакция на изменения ситуаций , способность ориентироваться в ситуаций выбора, "видеть возможности которые дает игра" и  концентрацию внимания, тоесть способность долгое время следить за происходящем на поле сохраняя способность активно реагировать.
Проще говоря у меня в работе с малышами есть один день, когда основная цель это научиться ведению мяча и дриблингу и плюс это день развития внимания. Все игры и упражнения подобраны с таким расчетом чтобы была ситуация выбора,  Это игра 1 в 1 с тремя воротами, с права, слева и в центре. это игра в футбол с двумя - тремя воротами. это баскетбол в два кольца, это удары по воротам, когда перед ударом вратарь показывает какую стойку надо обойти последней ( правую или левую) Я думаю большинству эти упражнения новыми не покажутся, фишка тут в том, на что образает внимание тренер. Учит ли он видеть, ориентироваться, указывает на что должно быть направлено внимание ребят. Я убедился что подобное планирование гораздо лучше помогает ребятам, чем попытки докричаться : ну дааааааайййй же паааас!!!
Концетнрация внимания или по другому, способность осозновать происходящее на поле- важное качество в футболе. Потому что действия игрока во многом зависят от действий партнеров , соперников и его оценки действий, которые могут даже напрямую не с ним происходить. Нападающий должен уметь быстро определять и реагировать может ли ему дать передачу полузащитник., защитник быстро реагировать на длинную передачу и предотвратить контратаку, полузащитник видеть множество открываний игроков и выбрать. Это умение следить за игрой, которое граничит с интуитивным движением на поле.  Думаю что это тоже тренируется. У старших это упражнения где существует множество способов заработать очки : например 10 передач - очко. быстрый отбор мяча - очко. фланговый проход - очко. ну не совсем много и лучше в одну тему. Такой способ приучает ребят делать определнные полезные действия на поле ..и еще считать очки , тоесть следить за игрой.  Правда  у маленьких пока проще,  просто я в любом упражнений требую считать счет. и стараюсь у многих спросить.
 Тут нужно быть осторожным, потомучто я на данный момент предлагаю развивать интеллект игрока, а есть ребята которые все делают интуитивно, тоесть они могут и неосознавать всего происходящего на поле, но сердце ведет их в правильном направлений, это то, что великий мэтр Тарасов называл "интуитивным хоккееем" и я пока не подобрался к его трудам и изучению темы в целом.
Коррекция поведения. Очень часто мы слышим . что нужен команде "характер" внутренняя сила, а дети вырастая остаются неблагодарными своим учителям. я на данный момент только подбираюсь к этой теме. Но считаю, что если говорить о детском футболе, то кое- какие моменты можно планировать и корректировать в тренировочном процессе. Например сегодня в двусторонке одна из команд проигрывала 0:4. я понимаю что в составе есть играющие ребята,  и если я позволю им спустя рукава играть второй тайм, то и на играх с официальным соперником  их поведение не изменится, я постарался исправить ситуацию. Я это пишу к тому, что определенные педагогические ситуаций можно создавать и в тренировке, чтобы ребята могли их преодолевать или по крайней мере обращать на это внимание. Зачастую дети и на тренировке проявляют себя определенным образом, мы этого не замечаем, а потом на игре злимся из-за этого.
Думаю что я написал, то , что всегда делалось тренерами на интуитивном уровне. На русском языке подобные упоминания я встречал в паре интервью у Брюнинкса и в книгах Вайса.  Я думаю что мы вступаем в то время,  когда скоро начнем планировать тренировку внимания и поведения так же как и раньше планировали упражнения по технике и тактике.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога