Методика. Новый взгляд на подготовку юных футболистов



Споры о том, когда нужно начинать отрабатывать тактику в молодежном футболе являются ложными, созданными определенными людьми, где неверные представления исключают возможность понимания игры. Вопрос не в том, когда начинать обучать тактике, потому что мы считаем, что, показав ребенку тактику, мы его учим играть. Нужно, чтобы ребенок познал игру, а тактика и есть игра. Поэтому в подобных спорах нет никакого смысла, ребенок должен учиться играть с раннего возраста, и только позже возникнет необходимость определения того момента, когда ребенку пора узнать те или иные понятия.

ИСТИНЫ, КОТОРЫЕ ОТДАЛЯЮТ НАС ОТ ПОЗНАНИЯ

Область детского футбола является благоприятной почвой для общих положений, прописных правил, абсолютных истин, которые мы усваиваем без раздумий и превращаем в догмы. Вы мне скажете, что такое происходит не только в детском футболе, но и в профессиональном. Это так, но если дети – это будущие взрослые, то цена сегодняшних ошибок может оказаться невероятно высокой.
Одна из этих “прописных истин”, которую мы все воспринимаем на этапе обучения, связана с обучением тактике. Она гласит, что детям, которые совершают свои первые шаги, не нужно преподавать тактику. Игнорировалось то, на что обращал внимание Хуан Мануэль Лило, “что тактика – это игра, и что игрок должен познать игру, а познать игру означает познать все вопросы и ответы на них в каждый момент игры”. Тактика, превращенная в жертву нашего невежества и незнания. Если большинство людей, которые занимаются преподаванием, не знают игру, не знают «почему», «когда» и «где», как они будут обучать игре?
Эти предрассудки, засевшие в нашем подсознании, ассоциируют тактику с подавлением, с обучением разным системам игры, с поиском немедленного результата, с манипуляцией ребенком ради нашей выгоды. Если тебе приходило в голову говорить о тактике как об игре, то тебе не доверяли, потому что “знающие люди”, разбирающиеся в детском таланте, считали, что ты говорил об обучении, подразумевающем только развлечения, игру без направления знаний обучаемых. В глубине души они рисовали прискорбное будущее для таких детей. Если тренер не понимает игру, и мы говорим, что игре учатся лишь играя, то какое место занимали бы эти «знатоки» в процессе? В очередной раз искатели славы увидели угрозу своему почетному месту в “звездной системе”. Не будем забывать, что детский футбол, к сожалению, часто служил для того, чтобы удовлетворить чье-либо самолюбие на основе успехов, измеряемых количественно, в то время как на первом месте должны быть успехи качественные.

НАУКА ПОКАЗЫВАЕТ НАМ НОВЫЙ ПУТЬ

К счастью, сегодня, так или иначе, специалистами воспринимаются утверждения о том, что тактика не является механизмом подавления, веревкой, которая связывает талант и подавляет креативность. Выступая в защиту обучения тактике с раннего возраста, мы делаем это исходя из убеждения, что мы хотим, чтобы обучаемый раскрыл игру, вобрал в себя умения пользоваться инструментами сложного и бесконечного процесса, потому что даже самые опытные профессиональные игроки не владеют им в совершенстве.
Примером такого раскрытия игры было бы обучение понятию, которое в моем понимании является фундаментальным в познании и будущем владении навыком позиционной игры. Это понятие о том, “когда надо вести, а когда сделать передачу”. Это понятие прекрасно понимается детьми разного возраста, и чем раньше мы его представим ребенку, тем раньше он начнет понимать, углубляться в него и использовать. Но осторожно! Мы не говорим о чистых попытках (вести, передать), изолированных от контекста, о простых технических действиях, выделенных из неделимого общего. Молодой футболист должен усвоить, для чего нужно это ведение, для чего служит эта передача, что она ему позволяет сделать. Он должен понимать, что ведение позволяет продвигаться вперед, привлекать и сближать соперников, что в свою очередь позволяет мне освободить партнеров. Что в передаче как таковой нет ничего хорошего, если она не позволяет мне обойти соперника, сыграть за спиной и т.д…
Вы со мной согласитесь, что этим «почему», «как», «где» и «когда», о которых мы говорим, нельзя научиться в упражнениях на ведение мяча между фишками или в упражнениях с передачами по парам. Я хочу сказать, что методика, позволяющая пробудить мыслительный процесс в обучаемом, до этого была неверной. Если во взрослом футболе такая методологическая бессмыслица была очень заметна, боюсь, что ее результаты наихудшим образом сказались именно на детском футболе и в последние годы играли ключевую роль в сведении к минимуму размышлений у молодых футболистов.
Была принята точка зрения, что составляющие части содержания игры нужно подавать ребенку раздельно, надо ему все дробить, делить на части, потому что иначе он не поймет. Сегодня благодаря педагогике, науке и философии мы знаем, что дети рождаются с очень важным качеством, которое, к сожалению, теряется с ходом времени. “Способность к синкретичности”, то есть способность наблюдать и понимать реальность во всем ее объеме. Хуан Мануэль Лилло в своей недавней статье писал, что “дети благодаря своей способности к синкретичности (которую мы теряем со временем) познают мир от общего к частному, тем не менее, сейчас мы все стараемся познавать мир от частного к общему”.
Мы ошибочно приводим в качестве аргумента то, что так ребенок научится лучше и будет чувствовать себя увереннее. Это ложь, увереннее чувствуем себя в этом случае мы. В том понятии, о котором мы говорили, “когда надо вести, а когда сделать передачу ”, если дать ребенку упражнение, где это понятие проявляется очевидно и тренер подает его в надлежащем контексте (не отделяя от целого), то ребенок сможет лучше прочувствовать это понятие, сможет использовать его в сложной реальности, которой является игра. Если мы будем думать так, если примем, как поясняет Лилло, “что наша конструкция знаний не является пирамидальной, мы устроены не как здание, а как сеть”, мы лучше поймем, что вместо того, чтобы сначала обучать процессу, то есть ведению и передаче изолированно от контекста, мы должны сразу переходить к игре, использовать упражнения, которые благодаря верным правилам способствуют развитию необходимых действий  - тогда ребенок начнет понимать игру лучше.
Если верить заявлению К.Р. Поппера о том, что самая главная способность всех живых существ - это способность постоянно решать проблемы, то как может быть, что при обучении футболу даются закрытые ситуации с линейными процессами и в неспецифичных контекстах, где взаимодействие между обучаемыми практически отсутствовало и которые не позволяли обучаемому развивать свои знания об игре.

ФУТБОЛ НА УЛИЦАХ И ШКОЛАХ

Несколько лет назад, функции, которые сейчас выполняют школы и клубы, выполняла улица. Парадоксальным образом те ситуации, которые происходили на улице, были более реальными, чем те, что предлагали тренеры. Ребенок играл вместе с партнерами против соперников, как правило, на площадках, подходящих к его физическим кондициям. Дети старались путем совместных усилий решать проблемы, которые им навязывал соперник в среде высокой конкуренции, где поражение было целой трагедией. В этом уличном футболе лучшие торжествовали над худшими, позиции выбирались в зависимости от личных качеств, стратегические решения принимались в соответствии со здравым смыслом, а не зависели от капризов тренеров, которые подпитывали победами свое эго.


В командах не выдвигались особые условия, ребенок учился делать передачи, вести мяч, обводить соперника и т.д.  не в изолированном контексте и не посредством нереальных упражнений. Всему этому дети учились в игровой реальности. Если вы этому не верите, прочитайте то, что мне сказал 15-летний мальчик, который поиграл в двух главных футбольных школах нашей страны. “Я был игроком с улицы, где научился когда нужно вести, а когда делать передачу, научился защищать мяч, научился тому, что когда я поднимался с мячом, соперники шли за мной, а партнеры оставались свободными. В клубах я не научился ничему и никогда у меня не было чувства, что то, что я делаю на тренировках, мне как-то поможет. Это служит только для установки на игру, ради победы, но ничему не учит.”

Футбол в школах имеет следующие характеристики:

  • Обучение от  частного к общему, а не от общего к частному.
  • Сначала преподается аналитическая техника, считается, что если ребенок не научился вести мяч, делать обводку, передачи и т.д., нельзя переходить к обучению тактике.
  • Тренировки вне контекста. Упражнения, в которых не учитывается логика игры.
  • Смешивают понятия индивидуальных и индивидуализированных тренировок. Индивидуальное не существует в рамках коллективного спорта, все, что я делаю, имеет связь с предыдущими и последующими событиями со средой, в которой происходит взаимодействие игроков. По словам Эдуардо Пунсета, интеллект развивается, когда мозг взаимодействует с себе подобными. Тренировка должна быть не индивидуальной, а индивидуализированной, игрок должен почувствовать, что такая тренировка позволяет ему все лучше познавать игру, что она продумана для него.
  • Тренировка не помогает ребенку самообучаться, принято, что только тренер занимается образованием игроков.
  • Соревнование рассматривается как итог процесса обучения, игнорируется тот факт, что сотрудничество с целью разрешения проблем делает нас умнее (Эдуардо Пунсет). Соревнования важны, потому что рано или поздно человек понимает, что победы и поражения составляют часть нашей жизни. Мы не говорим, что это плохо, просто нельзя допустить, чтобы в таком раннем возрасте главной целью была победа в лиге, и для этого дети оставались бы без игр по выходным, имитировали бы травмы, спорили бы с арбитрами, создавали бы так называемые тактические фолы…
В ЗАВЕРШЕНИИ
В наших клубах мы предлагаем обучение, соответствующее разуму и телу ребенка, определенные понятия мы адаптируем к его уровню, обучение формируется за счет построения ситуаций, схожих с игровыми. То, как дети будут играть, зависит от их уровня, а нет от чьих-то планов, построенных с единственной целью – выиграть любым способом. Футбол должен быть целой территорией, где дети усваивают общие жизненные ценности, а не учатся тому, что можно побеждать нечестным путем. Таким образом, мы находимся на стороне качественного образования и честного футбола.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога